Как научить малыша счёту

Всё дело в том, что память ребёнка отличается от памяти взрослого избирательностью. Малыш запоминает только то, что его удивило,  заинтересовало  или обрадовало. Кроха вряд ли усвоит что – то, по его мнению, неинтересное, даже если родители настаивают. Поэтому главная задача взрослых превратить счёт для малыша в увлекательное занятие. Тогда крохи – непоседы и сами не заметят, как научатся счёту.

Считаем всё подряд!

Считать можно везде: на кухне, детской, в транспорте, на прогулке и даже в ванной. С двух лет уже можно приступать. Учите его считать до пяти.

Гуляя с малышом во дворе, посчитайте детей  на площадке, деревья, подъезды в доме, машины. Считать можно всё.  Одевая  малыша на улицу, обратите его внимание на то, что колготки одни, носков всегда два, варежек тоже две, а шапка одна и так далее.  Вернувшись  домой  с прогулки, пересчитайте ботинки в коридоре. Спросите кроху, сколько человек могло бы обуться в четыре ботинка. Пусть малыш подумает.

Читая ребёнку книгу, обращайте его внимание на иллюстрации. Пусть он посчитает, сколько на картинках щенят, сколько котят, Сколько мячиков. Можно посчитать сколько пальчиков на одной руке, затем – на другой, все вместе. Очень хорошо помогают в обучении счёту и всевозможные стихи – считалки.

Накрывая на стол, попросите кроху помочь вам: «Солнышко, дай мне, пожалуйста, три вилки и три ложки».

Собираясь в магазин за покупками с ребёнком, можно поделиться с ним: «Нам нужно не забыть купить: хлеб, молоко, творожок, сметану, картошку и морковь – всего пять покупок. Напомни мне, чтобы я ничего не забыла, пожалуйста». Во время перечисления покупок загибайте пальцы. По дороге в магазин попросите кроху повторить весь список. Совершив покупки, обязательно их пересчитайте, если чего – то не хватает, проверьте ещё раз. Сделайте вид, что вам не справится без малыша. Почувствовав, что без его помощи не обойтись, кроха сконцентрирует, потренирует свои навыки в счёте, а заодно и слуховую память. Если он всё вспомнил, похвалите маленького покупателя. А в следующий раз можно усложнить задание.

Кроме того, ребёнок должен понимать, что из умения считать, можно извлекать пользу.

Опытные педагоги говорят, что ребёнок сам научится счёту тогда, когда у него появится потребность в подсчёте чего – то. Например, теперь он может поровну разделить конфеты. За правильные подсчёты поощрите малыша. Например, так: «Раздели семь конфет на троих, а лишние можешь забрать себе». Например, стоя на остановке, вы ждете маршрутку номер двадцать семь. Объясните, что число состоит из двух цифр 2 и 7 . Малыш будет смотреть на подъезжающий маршрутный транспорт и искать эти цифры. Можно изучать автомобильные номера. Игр на запоминание можно придумать множество, главное, иметь желание, и всё у вас получится.

Шумилова Тамара Павловна

Прогулки с детьми на природу

Положительные результаты  когда говорим о природе, можно достичь, если в семье будет поддержана работа детского сада. Вечером, в выходные дни, гуляя с детьми, родители могут  продолжить их знакомство  с родной природой. Эти прогулки важны ещё и тем, что они сближают родителей с детьми, способствуют созданию между  ними дружеских отношений, взаимопонимания. Дети доверчиво рассказывают родителям о своих переживаниях, делятся с ними своими маленькими секретами. А это очень важно для своевременного  воздействия на ребёнка.

И так, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите  двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на речке, в лесу. В саду, огороде и поле покажите детям  сельскохозяйственный труд.

Для того чтобы заинтересовать детей природой, дать им необходимые   знания и воспитать правильное  отношение к ней, вы и сами должны знать и любить родную природу. Гуляя в своём дворе. В ближайшем сквере или парке, родители могут показать детям, что происходит в природе осенью, объяснить эти явления. Во время прогулок важно обратить внимание на труд людей осенью. Люди знают, что после осени наступит холодная зима, и деятельно готовится к ней: снимают урожай, заготавливают овощи и фрукты, шьют тёплую одежду, заботятся о растениях и животных. Всё, что видит ребёнок, он лучше воспринимает в действии, поэтому постарайтесь привлекать  и детей к посильному труду в природе. Если у вас есть возможность, берите на прогулку маленьких друзей своего ребёнка. Совместные прогулки, игры, труд сближают их, создают дружеские взаимоотношения.

Осенью часто меняется погода. Вот и начните  с наблюдений за погодой. В начале солнце ещё ярко светит, небо ясное,  голубое. Выходя на прогулку с маленьким ребёнком во двор или парк, мама говорит ему: «Сегодня солнышко греет тепло, подставь – ка руку солнышку». И ребенок протягивает  руку к тёплым ещё лучам солнца. Вспоминаем, где было солнце летом, когда мы гуляли: «Летом солнышко  поднималось вон над тем высоким деревом, а сейчас оно лишь  выходит из – за сирени». После многократных наблюдений за солнцем можно делать вывод, что осенью путь солнца короче. Когда выходите на вечернюю прогулку, уже темно.

Наиболее наглядные  изменения происходит осенью в растительном  мире. Желательно, чтобы вы обратили внимание детей на деревья, кустарники и травы, на то, что происходит с ними осенью. В конце лета  нет – нет,  да и мелькнут среди зелени жёлтые листья. Это почувствовали приближение  осени липы и берёзы, а за ними раскрашиваются листья и у черёмухи. Придя в парк, полюбуйтесь его общим видом, изменением его окраски. Подойдя ближе  к  деревьям, предложите ребёнку рассмотреть отдельные ветки и листья.

В солнечный день обратите его внимание на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная окраска листьев особенно выделяет цвет неба. Если в парке есть сосны ели, яркие краски лиственных деревьев подчёркивают их тёмную зелень. Спросите, нравится ли ребёнку теперь в парке и почему. Скажите ему, что листья деревьев изменяют свой цвет. Обратите его внимание на то, что у разных деревьев листья окрашиваются по-разному: от ярко-жёлтого, оранжевого до тёмно-красного. Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной  формы. Предложите их собрать их для осеннего букета. Рассматривая листья и отбирая самые красивые, спросите, почему они нравятся  ребёнку. Спросите у ребёнка, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть ребёнок осмотрит, сравнит листья по цвету и величине и убедится в том, что у разных деревьев разная окраска листьев. Ваши вопросы помогут ему лучше всмотреться и заметить разнообразие форм, цвета  листьев. Вы можете подтвердить и уточнить ответы детей.

Обратите внимание ребёнка, что у сирени листья долго не опадают и остаются зелёными. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор ребёнка, используйте листья в играх. Вот как играла одна  мама со своей четырёхлетней дочкой. Собираясь на прогулку с Надей, мама взяла куклу, одетую по-осеннему (всю кукольную одежду и обувь мама сшила при Наде заранее). На сквере мама предложила Наде найти дерево, с которого осыпалось много листьев, и показать кукле, откуда  упало так много листьев. Надя ходит от дерева к дереву и показывает, что листьев везде много Потом мама села на скамейку. Подражая детскому голосу, она за куклу просит: «Надя, принеси мне листок от клёна».  Маленькая Надя понимает, что это игра, и бежит выполнять поручение  куклы, приносит нужные листья. Кукла снова просит: «Принеси ещё вон тот жёлтенький листок от берёзы». Надя приносит, и начинается разговор между Надей и куклой. Кукла(мама) спрашивает: «Что у тебя в руке?» - «Листочек».- «Какого цвета?» - «Жёлтый». - «А теперь принеси красный листок. Положи их рядом и посмотри. Какие красивые листочки, -говорит в заключении  мама. – Понесём их домой». Дома они поставили листья в стакан с водой. Игры с листьями продолжайте и дома. Помогите ему подбирать  красивые сочетания форм и цветов. Можно листья наклеивать на куски картона, предварительно разгладив их, получились как бы карточки. Можно подбирать карточки  на которых только одни жёлтые или красные листья. Из разноцветных листьев хорошо сделать коврик, наклеив их на большой лист бумаги. В этой работе в силах принять и маленький ребёнок.

Покажите ребёнку, как люди используют опавшие листья. Собирая их, прикрывают ими растения, чтобы они не замерзли зимой; закапывают в ямы, смешивая их с землёй: там они будут перегнивать и получится хорошее удобрение для растений.

Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, покажите, как они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам сада. Предложите детям побегать по сухим листьям, послушать, как они шуршат под ногами. Покажите ребёнку сложный лист, не называя его. Поздней осенью предложите ребёнку поднять с земли  лист акации или рябины, ясеня или американского клёна. При этом отдельные листовые пластинки отпадут, и поднять лист целиком ребёнок не сможет В дальнейшем наблюдайте постепенные изменения в природе..В начале прогулки , когда вы сядете на скамейку отдохнуть, предложите ребёнку  внимательно посмотреть вокруг  и сказать, что изменилось. Наблюдательный ребёнок заметит, что стало просторнее, оттого что листьев на деревьях и кустарниках  теперь меньше. Даже от небольшого порыва ветра начинается разноцветный дождь опадающих листьев. Это незабываемое  зрелище-листопад. Маленькому ребёнку, не называя этого явления, покажите, что листья падают с дерева. Для этого потрясите  низкие  ветки  и спросите, откуда упали листочки. Деревья не погибают, они сбрасывают только засыхающие листья.

Но наблюдать можно не только за деревьями и кустарниками. Наши парки и бульвары в начале осени украшают цветы. Разноцветные астры, тёмно-красные георгины, высокие  гладиолусы, самой разнообразной окраски радуют глаз ребенка. На прогулке показывайте ребёнку цветы, вместе с ним  внимательно рассматривайте внимательно окраску, форму. Это доступно всем городским и  живущим в сельской местности детым. Нельзя позволять  детям обрывать лепестки цветов, мять их. Небрежное отношение к растениям  в дурную привычку, которую потом трудно искоренить. К трём годам у ребёнка должна быть закреплены  элементарные привычки бережного отношения к растениям и животным. Если вам удасса  увидеть паучка на блестящей нежной ниточке, положите ребёнку на ладонь и рассмотрите их под лупой. Отпустите  его осторожно на веточку и пусть он бежит по своим делам. На земле паучок свернётся под засохшим листом  и проспит всю зиму. Скажите ребёнку, что паук полезный, он уничтожает мух-   разносчиков грязи и болезней.

«А куда девались кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок?» - спросит вас ребёнок. Маленьким детям скажите, что все жуки и бабочки попрятались в трещины стволов деревьев, в щели домов ,в  землю и заснули, так как им стало холодно.

«Зачем птицы улетели?», «Почему мы не видим, как они улетают?» «А прилетят ли они опять?» и т, д. Не отмахивайтесь от вопросов ребёнка, но и не спешите с готовыми ответами. Маленький ребёнок ничего не знает об отлёте птиц Спросите ребёнка, есть ли сейчас мухи, комары, бабочки.  Их нет, значит, питаться птицам нечем. Тогда легко ребёнку понять ваше объяснение, почему птицы улетают в тёплые края, где много зелёных деревьев, где много корма .Весной они снова прилетят и будут нас радовать своим пением  Маленькие певчие птицы летят обычно ночью. Так им менее спокойно,

дорогу  они найдут и в темноте. А дорога -   дальняя  и полна опасностей. Если вам  удастся. Увидеть отлёт скворцов, журавлей обязательно обратите внимание на это ребёнка.

Наступает второй период осени. Становится всё холоднее. Часто дует порывистый ветер. Сделать ребёнку бумажный шарик или вертушку и предложить побегать с ней. Почему они крутятся?. Ребёнок отвечает: «Дует ветер». С более старшим ребёнком понаблюдайте, как ветер качает ветви деревьев, определить с какой стороны дует ветер, какой он силы .Слабый -колеблет ветви деревьев, сильный- свистит около домов ,качает небольшие деревья, а самый сильный ветер качает большие деревья, ломает ветки и сучья. В ветреную погоду предложить ребёнку ходить по ветру и против ветра, а потом спросить, когда ему было труднее идти.

Погода становится всё пасмурнее. Перистые и кучевые облака постепенно сменяются низкими, серыми, слоистыми, небо кажется ниже. Часто идёт моросящий дождь.

Завернувшись в плащ или стоя под зонтом, укрывшись в  подъезде  дома, продолжайте наблюдать с ребёнком за осенними явлениями. Только на прогулке ребёнок может ощутить тот влажный, терпкий запах вянущей листвы, тот особый запах осени, который так остро ощущается в воздухе, особенно после дождя. Обратите внимание, что люди не боятся дождя: они надели пальто, укрылись зонтами, и дождь им  нипочем. И дети не боятся дождя , они гуляют и в дождь. Вспомним детскую песенку: «Дождик, дождик кап да кап, мокрые дорожки. Всё равно пойдём гулять, наденем  галоши.». В одну из прогулок покажите ребёнку застывшие отпечатки следов от ботинок и шин на дороге и спросите, почему они появились. Понаблюдайте, как лужи начинают затягиваться иголочками льда и появились первые снежинки. Листья облетели, но жизнь растений не замирает: кое-где зеленеют ещё луговые травы и злаки. И долго почти до самых морозов, вдоль дороги мелькает жёлтый фонарик одуванчика. Осенью ребёнок собирает и плоды. Это увлекательное  занятие воспитывает  любовь к растениям, и дети видят, что растения, увядая осенью, оставляют после себя плоды с семенами. Научите ребёнка разбираться, какие семена бывают у разных растений и деревьев. Приучите ребёнка заготавливать плоды деревьев для зимней подкормки птиц или для комнатной птицы. Семена берёзы любят чижи и чечётки, лопаточки ясеня - снегири и щеглы. С плодами тоже можно играть, выкладывая разные  узоры. Такие упражнения развивают у ребёнка глазомер, внимание, пространственную ориентировку, фантазию. Но показать ребёнку, как это делать, сначала должны вы сами

Дети очень любят стихи и быстро запоминают их. Поэтому хорошо, если во время прогулок вы будите читать (наизусть) стихотворения или отрывок из них, потешки, загадывать детям загадки, приводить уместные пословицы и поговорки. Дети очень любят слушать рассказы папы и мамы об их детстве: как они гуляли, когда были маленькими.

Под влиянием наблюдений над явлениями природы и прослушанных рассказов из книг дети сочиняют сказки, рассказы, прибаутки - по аналогии с рассказанными им. Следует относиться к этому серьёзно, одобрять и поощрять творчество детей. Тогда у ребёнка будет развиваться фантазия, и это потом  постепенно перейдёт в интерес к книге;  НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ СМЕЯТЬСЯ НАД ДЕТСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ: РЕБЁНОК ЗАМКНЁТСЯ И БУДЕТ ГЛУБОКО ОБИЖЕН.

Перед заморозками можно встретить ещё не расцветшие растения (астра, гвоздика, сальвии), выкопайте вместе с ребёнком, принесите их в комнату и пересадите в цветочный горшок, где они будут ещё цвести.

Осенью хорошо посетить цветочный магазин. В этом магазине продаются не только цветы, но и семена и луковицы растений. Пусть ребёнок рассмотрит и узнает те, которые ему знакомы. В магазине он так же увидит, что люди любят растения и заботятся о них.

Купите луковицу тюльпана и вместе с ребёнком посадите его дома в цветочный горшок. Весь уход проводите вместе с ребёнком. В результате этого дети убеждаются, что люди могут заставить растение цвести даже зимой, если хорошо знают, в чём нуждается растение. Не забывайте показывать ребёнку, как взрослые заботятся о растениях и готовят их к зиме: укрывают розы, выкапывают клубни георгинов, луковицы гладиолусов и уносят их в подвалы .Перекапывают землю под деревьями и кустарниками. Подвязывают раскидистые кустарники, обрезают тонкие сучки. Взрослые приводят в порядок парки и скверы: ремонтируют скамейки, подметают дорожки, убирают листья и мусор. Подчёркивайте, что всё это делается для того, чтобы людям было приятно отдыхать на скверах, где весной опять будет много красивых растений. Желательно такую работу проделать  с детьми в своих дворах, и ваши соседи тоже присоединятся к вам и  примут участие.

В конце осени в связи с появлением льда на водоёмах идет массовый отлёт водоплавающих птиц: гусей, уток, лебедей. Пусть ребёнок посмотрит, подумает,  почему улетают птицы. Задавайте ему наводящие вопросы. Помогите ему сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а питающиеся зерном и ягодами- позже. Водоплавающие птицы улетают позже всех, потому что пока водоёмы не замерзли, корма у них хватает. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. У  него закладываются элементарные знания о природе. После отлёта птиц предложите посмотреть, какие птицы остались на зиму. Им трудно находить еду , а мы можем им помочь .Как это сделать? Развесить кормушки и не забывать  насыпать подкормку вместе с ребёнком. Не забывать правила: давать корм в одно и тоже время, лучше всего утром.  Обычно,  прежде всего появляются воробьи, а их примеру следуют и другие птицы. Хорошо выбрать место около деревьев, чтобы птицам было удобно слетать с ветвей Подкармливая птиц в течение осени и зимой, ребёнок привыкает заботится о тех, кто слабее его.

Шумилова Тамара Павловна

Фотогалерея

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Полезное

Как добавть АВАТАР (свою фотографию) к своим сообщениям?
Смотреть видео-урок

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 470 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.