Тарадынко Елена НиколаевнаВоспитатель МБДОУ № 276Педагогическое кредо –Если делать что-то, то творчески! Иначе – зачем? |
|
Образование: 1993 г. Красноярский политехнический институт.
Повышение квалификации:
Педагогический стаж: 20 лет В данном учреждении: 3 года Тема педагогического опыта: «Исследовательское бюро» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. |
ИНТЕРНЕТ-ПОРТФОЛИО
- Презентация "Живой пластелин"4.3 МБ21/12/2018
- Паспорт проекта "Живой пластилин"385.55 КБ21/12/2018
- Моделирование самостоятельной деятельности3.58 МБ21/12/2018
- Модель организации работы кружка2.32 МБ21/12/2018
- Описание методической разработки "Кто живет в лесу"213.25 КБ21/12/2018
- Описание моделирования самостоятельной деятельности117.33 КБ21/12/2018
- Описание организации исследовательской деятельности83.09 КБ21/12/2018
- Презентация "Откуда мы родом"1.13 МБ21/12/2018
- Паспорт проекта "Откуда мы родом"138.4 КБ21/12/2018
- Проект "С какой едой знакомит сказка"2.83 МБ21/12/2018
- Паспорт проекта "С какой едой знакомит сказка"777.06 КБ21/12/2018
- Перспективное планирование работы кружка1.98 МБ21/12/2018
- Суриковские посиделки1.55 МБ21/12/2018
- Фотоколаж553 КБ21/12/2018
Описание педагогического опыта
Успешность современного человека напрямую зависит от его умения организовывать свою жизнедеятельность. Давайте поразмышляем, какие это умения, и как они влияют на качество нашей жизни. Жизнь сегодня актуально рассматривать в виде проекта. В первую очередь я выделяю целеполагание: умение ставить цель, определять перспективы развития, планировать работу, оценивать имеющиеся ресурсы, прогнозировать результат.
Эти навыки (опираясь на возрастные особенности) можно развить в детях дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность. У ребенка биологически обусловлена потребность познавать мир, исследовать его. Задача взрослых создать условия для удовлетворения данной потребности.
Тема моего педагогического опыта: "Детское исследовательское бюро как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"
Актуальность темы:
Проблема развития умственных способностей детей в наше время актуальна как никогда. Во всех образовательных системах от ДОУ до университетов, наблюдается с одной стороны рост информированности, с другой снижение качества знаний, умственного развития обучающихся. Чтобы развитие ребенка шло « в ногу» с прогрессом его необходимо научить правильно, пользоваться информацией, логически мыслить. И начинать это нужно в дошкольном возрасте, через свойственный им вид детской деятельности – исследование/экспериментирование.
В своей работе я учла требования к созданию комфортных психолого – педагогических условий предъявляемых ФГОС ДО при реализации образовательной программы в части поддержки самостоятельности и инициативы ребенка в разных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской. «Предметами» исследования становятся детские «почему?», на которые я не отвечаю прямым ответом, чтобы не погасить интерес, создаю условия для самостоятельного открытия знания.
«Исследовательское бюро» это одна из форм новой образовательной практики в области познавательного развития.
Данная форма работы включает знакомство дошкольников с технологией исследования и планирования предстоящей деятельности. Овладение детьми навыками исследовательской деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка, памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащению словарного запаса. Нетрадиционная форма образовательной деятельности и новые приемы в области познавательного развития способствуют совершенствованию мыслительных процессов активизируют речь, познавательную мотивацию.
Цель и задачи педагогической деятельности:
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Создать соответствующие условия для активизации познавательного интереса и самостоятельного приобретения знаний и различных источников.
- Формировать умение пользоваться знаниями с целью решения познавательных задач.
- Развитие коммуникативных и исследовательских навыков.
- Развитие мышления.
Интеграция по разным видам деятельности:
Деятельность детского «Проектного бюро» осуществляется в рамках кружковой работы. Имеется примерное планирование на год, с учетом интеграции образовательных областей. См. План. Планирование является гибким, и может изменяться под решаемую задачу, что позволяет сохранить основной принцип работы – поддержка детской инициативы основанной на детском интересе к той или иной теме, детских вопросах, возникающих в течение дня. В исследования и проекты вовлекаются родители и другие специалисты дошкольного учреждения.
Деятельность по реализации опыта:
С целью формирования познавательной активности, стимулировании детской творческой самостоятельности были разработаны и реализованы детско-взрослые проекты: «Живой пластилин», «С какой едой знакомит сказка?», Сибирские посиделки», «Откуда мы родом». В процессе реализации исследовательских проектов дети учатся планировать собственную деятельность, учатся формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения, делать выбор.
Продукты, полученные в ходе исследовательской деятельности – самодельные альбомы с иллюстрациями опытов, альбом с родословной каждого ребенка, книжка-самоделка со сказочными рецептами и детскими рисунками, самостоятельно созданный мультфильм. В ходе коллективной работы с детьми родителями происходит формирование новых образовательных практик «Праздник семьи», «Ярмарка семейного творчества». Оформляется видео каталог детских опытов и экспериментов.
Формы и места предъявления результатов:
Результат проектной деятельности был представлен педагогическому и родительскому сообществу МБДОУ № 276 (2016 г.). Опыт работы «Моделирование самостоятельной деятельности дошкольников» транслировался на районном методическом объединении воспитателей (декабрь 2016 г.). Так же опыт работы по проекту «Откуда мы родом» был представлен на районном методическом объединении воспитателей ведущих углубленную работу области познавательного развития (апрель 2018 г.). Презентация на районном фестивале детско - взрослых проектов «Мир глазами ребенка» (апрель 2016г.), представление опыта на районном этапе фестиваля успешных педагогических практик (апрель 2018 г.); публикации педагогического опыта: в научно – методическом сборнике «Актуальные исследования педагогической науки»(2017 г.), Всероссийском сборнике педагогических публикаций «Просвещение»(2017 г.), на портале РМО Ленинского района(2018 г.).
Результаты внедрения опыта:
Применение нетрадиционных форм организации образовательной деятельности, новых приемов в области познавательного развития способствуют формированию стойкой положительной динамики детской активности, инициативности. Дети приобрели некоторые проектные умения, которые применяют в повседневной жизни (совместная и самостоятельная деятельность). Так, в случае возникновения вопроса или проблемы дети применяют исследовательские умения – ищут пути к новым знаниям в собственном опыте или обращаются за помощью к окружающим их людям. В процессе любой деятельности дети показывают умение работать в ситуации сотрудничества: согласовывают свои действия в общих интересах, принимают и оказывают помощь, если она необходима. Начинают формироваться и закрепляться элементарные презентационные умения: дети учатся представлять результаты своей работы, выступать перед аудиторией, которая постепенно расширяется от сверстников до взрослых (воспитатели, родители).
Образовательная практика «Детское исследовательское бюро» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
Образовательная практика. Детское исследовательское бюро. Е.Н. Тарадынко